Все мы с удовольствием наблюдаем за полетом импеллерных моделей других пилотов. Если сам ни разу не летал, то раз за разом подкрадывается мысль - а когда же я буду летать на такой? Покупать - дорого, а вдруг разобью? Делать - сложно, "всякие там сечения выходного сопла" и т.д. Не буду вдаваться в подробности, как и что нужно делать. Просто предлагаю Вам обратить внимание на одну импеллерную модель. Я встретил чертежи на просторах интернета еще в прошлом году. Достаточно простая в изготовлении модель, силовая установка - импеллер. И название - Fantrainer. Ну сразу же понятно! Это тренер для импеллерных моделей. Решил изучить вопрос более подробно. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что у модели существует прототип с таким же названием! Да, настоящий самолет! Вот его данные:
При создании самолета специалисты фирмы "Рейн-флюгцойгбау" (ФРГ) стремились выполнить следующие требования руководства ВВС ФРГ к новому самолету: он должен в максимальной степени воспроизводить условия полета на реактивных самолетах, быть в пять-десять раз дешевле реактивного учебно-тренировочного самолета, позволять отработку таких элементов, как полеты в строю, по приборам, выполнение фигур высшего пилотажа и в целом обеспечить, чтобы летчики, прошедшие подготовку на нем, смогли сразу приступить к полетам на штурмовике "Альфа Джет".
Опытный образец самолета совершил первый полет в октябре 1977 года. Проводившиеся в течение двух лет испытания показали, что самолет в целом отвечает предъявляемым к нему требованиям. Он построен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным крылом, которое имеет обратную стреловидность (6╟ по 1/4 хорды) и изготовлено в основном из стеклопластика.
Механизация крыла состоит из закрылков (выпуск и сборка их осуществляется с помощью электрической системы) и элеронов без триммеров. Хвостовое оперение Т-образное, выполнено из легких сплавов. На нем имеются обычные рули высоты и направления с триммерами. Самолет имеет трехстоечное шасси с передней стойкой. В полете шасси убирается в фюзеляж. Отличительной особенностью самолета является размещение двигателя и пятилопастного толкающего винта (в кольцевом канале) в средней части фюзеляжа. В связи с этим крепление хвостового оперения к фюзеляжу производится в трех местах специальными силовыми балками. Несущие элементы передней и средней частей фюзеляжа металлические, а ненагруженная часть обшивки и лючки для обслуживания сделаны из стеклопластика. Конструкция самолета в целом обладает повышенной прочностью с учетом возможных грубых посадок.
Экипаж: в составе двух человек размещается в кабине по схеме "тандем" на катапультируемых креслах, обеспечивающих аварийное покидание самолета и при нулевых значениях скорости и высоты. Кресло инструктора (заднее) несколько приподнято относительно кресла пилота.
Самолет создан в двух модификациях - Fantrainer 400 и -600, отличающихся главным образом силовой установкой. На самолете Fantrainer 400 в качестве силовой установки используется американский турбовальный двигатель Allison 250-С20В (мощность 420 л.с.), а на Fantrainer 600 - Allison 250-СЗО (650 л.с.).
Топливо размещается в четырех крыльевых интегральных баках общей емкостью 440 л. На самолете "Фантрейнер" 600 возможна также подвеска дополнительных баков емкостью 370 л.
Бортовое радиоэлектронное оборудование самолета обеспечивает выполнение как учебных задач, так и таких боевых задач, как борьба в вертолетами противника и нанесение ударов по наземным целям.
Самолет не имеет встроенного вооружения, но на узлах подвески могут быть размещены пусковые установки управляемых или неуправляемых ракет или контейнеры с авиапушками.
ЛТХ:
Модификация
Fantrainer 600
Размах крыла, м
9.7
Длина самолета, м
9.0
Высота самолета, м
2.9
Площадь крыла, м2
14.00
Масса, кг
пустого
1114
нормальная взлетная
1800
максимальная взлетная
2300
Топливо, л
внутренние топливо
440
ПТБ
2 х 370
Тип двигателя
1 ТВД Allison 250-С30
Мощность, л.с.
1 х 650
Максимальная скорость
430
Максимальная скороподъемность, м/с
16
Практическая дальность, км
1390
Продолжительность полета, ч
4.5
Экипаж, чел
2
Вооружение:
Боевая нагрузка - 400 кг на 2 узлах подвески УР, НУР, контейнеры с пушками.
В плане реализации существует огромное множество моделей вот некоторые из них:
Так как нас интересовал вариант тренерский и соответственно возможны ошибки пилотирования выбор пал на простую модель, которую можно быстро изготовить и отремонтировать:
- простая в изготовлении модель (всего девять деталей) - объемный фюзеляж - всего 2 серво (если не ставить на руль направления) - хорошо управляется - отличная практика на модели с импеллером (скоростные модели) - хорошая ремонтопригодность (при крашах, за 30 мин можно склеить в дом. условиях, даже если кажется, что эту кучку проводов и пенопласта можно только выбросить) - можно пулять с катапульты - сильный ветер не помеха для полетов
Недостатки:
- слабенький хвост (бывает флатерит, если не усилен) - неудобно провода тянуть от импеллера к регулятору - при жесткой посадке ломается фюзеляж по передней кромке крыла
Доработки:
Красными линиями указаны бамбуковые палочки для барбекю. Есть мысль выкроить модель из бальзы. Видео полетов:
Первый полет с "маленькой" второй с "большой" батарейкой
Модель мне понравилась, море возможностей для модернизации и экспериментов! Не смотря на то, что модель может быть тренером я все таки рекомендую приобрести опыт сначала на обычных моделях. Иначе, "а" сказать не успеете. Модель вполне может быть тренером. Удачных полетов и огромного удовольствия, Вам!
Авторское право: Все материалы статьи, размещенные на сайте hobbyarea.ru, включая текст являются интеллектуальной собственностью автора. Использование материалов статьи без разрешения автора запрещено. Автор разрешает дать ссылку на статью на сайте Территория Хобби.