Если Вас интересует экстремальные 3D полеты, тогда эта статья для Вас. Что бы стать настоящим ассом, Вы - должны знать о характеристиках Вашей модели независимо от того в каком положении находится модель в воздухе. Поэтому, мы обсудим в этой статье выполнения фигуры inverted harrier.
Попросту говоря, inverted harrier – это перевернутый полет модели на критическом угле атаки крыла (фюзеляж должен быть под углом 45 градусов или близко к этой величине) на постоянной высоте без снижения и подъемов.
С чего начать…
Прежде, чем Вы начнете делать этот маневр, Вы должны быть знакомы с техникой перевернутого полета («полета на спине»). Вдобавок ко всему, Вы должны быть обладателем модели предназначенной для 3D пилотажа. Это как у мастера должен быть именно тот инструмент, который предназначен для определенной операции. Т.е. лист бальзы надо резать ножом, а не стеклом и не топором.
Как правило, для выполнения маневра inverted harrier Вам нужна модель со следующими характеристиками: большие площади рулевых поверхностей, маленькую нагрузку на крыло и мощный двигатель, а точнее – высокое соотношение статической тяги и веса модели. Некоторые пилоты считают, что еще модель должна иметь возможность отклонять рулевые поверхности до 45 градусов. Это не обязательно, однако это тесно связано с двумя особенностями: конструкция модели и расположение центра тяжести (ЦТ). Вы можете заметить, что выполнение этого маневра будет легче, если ЦТ будет смещен назад. Смещение ЦТ в сторону хвоста от обычного положения – естественное явление для моделей для 3D пилотажа. С другой стороны Вы должны осознавать, что чрезмерное смещение ЦТ назад делает полет модели нестабильным. Всегда смещайте ЦТ модели понемногу и испытывайте на практике влияние изменений на полет модели.
Внимание: Вы обязательно должны использовать экспоненту для всех рулевых поверхностей, которые отклоняются больше чем на 30 градусов!
Я рекомендую использовать экспоненту 60%, это позволит не сильно отклонять рулевые поверхности возле нейтральной точки ручек управления и максимально отклонять в крайних точках.
Выполнение INVERTED HARRIER
Выполнение этого маневра выполняйте на большой высоте, пока не освоите выполнение маневра на пятерку!
В нашем примере мы будем выполнять маневр слева на право. Выполнение начинается с захода в фигуру. Заходить нужно параллельно ВВП (взлетно-посадочная полоса), на постоянной высоте на малой скорости полета.
1. Сначала выполните полубочку для полета «на спине» и начните уменьшать скорость полета, сбавляя газ. Убедитесь, что Вы включили двойные расходы для 3D полета и можете рулем высоты поддерживать постоянную высоту полета. Поскольку Вам придется отклонять руль высоты на максимальный угол (в режиме двойных расходов отклонение будет составлять, по крайней мере, 30-40 градусов). Возможно, Вам будет нужно немного поработать элеронами и рулем высоты, что бы обеспечить правильное положение крыльев и модели в целом – параллельно ВВП.
2. Как только модель начнет останавливаться и будет увеличиваться угол атаки крыла, Вы должны будете добавить газа. Что бы поддерживать высоту, Вы будете балансировать ручкой газа и ручкой управления рулем высоты. Вам нужно добиться, что бы модель летела ровно и параллельно ВВП.
Обязательно имейте ввиду, что разные модели по разному ведут себя во время исполнения этого маневра. Одни модели будут глубоко входить в маневр (угол атаки будет очень большим), а другие модели, не предназначенные для такого вида пилотажа, будут в этом случае просто неуправляемыми. Если Ваша модель не управляема, Вы можете изменить расположение ЦТ и более активно использовать газ в течении маневра.
3. Для выхода из маневра просто добавьте газ и плавно отпустите ручку руля высоты.
4. Наконец, выполните полубочку и вернитесь из перевернутого в горизонтальный полет.
Теперь, Вы знаете тонкости выполнения фигуры 3D пилотажа - inverted harrier. Как и большинство действий в этой жизни, люди при выполнении этого маневра имеют разные настройки модели и стиль выполнения фигуры. Когда Вы выполняете этот маневр, Вы анализируете поведение модели в воздухе и соответственно вносите изменения в настройки Вашей модели и радиоаппаратуры, что бы получить наилучший результат. Естественно, большая практика позволяет выполнить этот маневр в совершенстве все же – делайте это с удовольствием, получайте радость оттого, что научились так управлять своей моделью!