Стапель для сборки крыла
Поведение модели в воздухе полностью зависит от точности сборки крыла. А геометрия крыла, в свою очередь, зависит от точного позиционирования элементов конструкции крыла относительно друг друга.
Существуют киты для сборки, у которых есть пропилы на передней и задней кромках. Производители китов, таким образом, хотят упростить процесс сборки крыла, но это не всегда лучшее решение. Даже в этом случае, моделисту будет довольно трудно выдержать точно положение всех элементов конструкции относительно друг друга. Существуют специальные приспособления, которые позволяют выполнить процесс сборки на высоком уровне. Каждый авиамоделист может воспользоваться стапелем для сборки крыла. Причем, крылья могут быть разного размера и конфигурации.
Показанный здесь, стапель для сборки крыла, легко построить из подручных материалов с использованием доступных инструментов. Навыков, необходимых для его изготовления хватит даже у многих начинающих моделистов. Стапель прост в изготовлении и использовании и позволяет собирать прямые, конические, с большим удлинением и крылья типа дельта. Приспособление может быть закреплено на верстаке, столе или хранится в разобранном виде.
Используемые материалы:
№ |
Кол-во |
ОПИСАНИЕ |
1 |
2 |
25 x 50 x 305 мм брус |
2 |
2 |
25 x 25 x 255 мм брус |
3 |
2 |
6 x 950 мм алюминиевая труба
|
4 |
6 |
6 х 60 мм деревянный шип
|
5 |
2 |
м6 х 50 мебельный болт
|
6 |
2 |
м6 мебельная гайка барашек |
7 |
2 |
плоская шайба
|
Сборка стапеля начинается с подбора необходимых материалов по указанному выше списку. Нет ничего критичного в выборе материалов, т.е. бруски быть выполнены из сосны, пихты, ели или того дерева, которое имеется в наличии. Фактические размеры могут быть тоже изменены. Все зависит от того, какого размера крылья, Вы, будете собирать на этом стапеле. Размеры могут быть увеличены для сборки крупноразмерных крыльев.
Сначала вырезаются из соответствующего бруса детали (1) и (2). Потом, детали (1) и (2) скрепляются вместе в рабочее положение и сверлятся отверстия: сквозное для болтов и не сквозное для деревянных шипов, как указано на рисунке. Если это устройство решено закрепить на верстаке деталью (2), то нужно просверлить с обратной стороны углубления для шляпок мебельных винтов. После проделанных процедур можно вклеить деревянные шипы (4) в деталь (2). Остальные штифты вставляются в концы направляющих трубок. Это предотвращает деформацию трубок, когда закручиваются гайки - барашки. Вставьте болты в соответствующие отверстия, на этом процесс изготовления можно считать законченным.
Как использовать этот стапель? Если крыло имеет разную длину хорды на корневой и конечной нервюрах, то первое, что нужно сделать - пронумеровать нервюры по порядку установки, что бы потом не перепутать. Просверлите отверстия в нервюрах на сверлильном станке на расстоянии 25 мм от носика нервюры и на таком же от конца нервюры. Диаметр должен быть чуть больше диаметра направляющих трубок.
Затем, наденьте в пронумерованном порядке, нервюры на направляющие трубки. Распределите нервюры по направляющим - согласно чертежа. Закрепите направляющие посредством закручивания гаек между деталями (1) и (2).
Крыло готово к сборке. Теперь можно установить переднюю и заднюю кромку, а так же верхние лонжероны на клей. Когда клей просохнет, переворачиваем всю конструкцию и устанавливаем лонжероны с обратной стороны. После продолжительного времени, когда клей уже окончательно высохнет и конструкция крыла будет достаточно жесткой, можно раскрутить гайки и снять готовое крыло с направляющих трубок. Второе крыло собирается в том же порядке, что и первое. Главное - позаботится о том, что бы нервюры были установлены в обратном порядке. Иначе, Вы изготовите два "левых" или два "правых" крыла. :-)
Это все, что нужно знать для изготовления стапеля для сборки крыла модели и для его использования. Приспособление легко собирается, недорого и легко хранится в разобранном виде. Использование этого устройства на ровной поверхности (это обязательное условие!) позволяет изготовить моделисту ровное крыло - без перекосов.
Владимир Масленников
В статье использованы материалы статьи Ховарда Салливана.
|