Подбор пропеллера для бесколлекторного двигателя авиамодели
Существует несколько методов выбора пропеллера для силовой установки электролета. Вот самые распространенные: рекомендация производителя, опытным путем, расчетным.
В этой статье я опишу еще один метод подбора шага пропеллера для бесколлекторного двигателя. Не верно подобранный пропеллер - либо не создает нужной тяги, либо влечет за собой резкое увеличение тока через двигатель и соответственно, превышает ток, заявленный производителем, что в свою очередь, может привести в не рабочее состояние регулятор оборотов. Ведь Вы выбираете регулятор, в том числе и по току, потребляемому двигателем.
Рассмотрим такую ситуацию: у Вас есть двигатель у которого известен максимальный ток и напряжение питания и количество оборотов на вольт, а вот какой ставить пропеллер производитель не указал. По величине напряжения и максимальному току Вы - выбрали регулятор, а какой же ставить пропеллер? Надо заметить, что на скоростные модели типа Jet и т.д. с двигатели со скоростью вращения около 2000 об/Вольт и пропеллером диаметром около 5-7 дюймов, а на медленно летающие модели двигатели около 1000 об/Вольт и пропеллером диаметром около 9-11 дюймов. Вот этими сведениями и будем руководствоваться.
Что для этого потребуется:
- Модель радиоуправляемого самолета с силовой установкой
- Ваттметр или Амперметр
- Набор пропеллеров разного шага и диаметра
Алгоритм подбора достаточно прост:
Шаг 1: Установить пропеллер на самолет
Шаг 2: Подключить Ваттметр между батареей и регулятором скорости
Шаг 3: Переключить Ваттметр в режим измерения тока
Шаг 4: Основательно закрепить авиамодель и кратковременно дать "Полный газ"
Шаг 5: Запомнить значение на Ваттметре
Шаг 6: Убрать газ до минимума
Шаг 7: Определить: Значение тока меньше заявленного производителем номинального тока через двигатель? Да - попробуйте увеличить шаг или диаметр винта снова шаг 1, Нет - Шаг 8
Шаг 8: Установите на модель предыдущий винт
Повторите шаги с 1 по 7. Добейтесь, что бы потребляемый ток был как можно ближе к номинальному, однако не превышал его.
Безусловно, этот метод учитывает лишь энергетически выгодную составляющую. Статическая тяга тут не учитывается. В сочетании со стендом для измерения статической тяги можно найти пропеллер, который будет давать максимальную статическую тягу при минимально возможном для этого режима потребляемом токе.
Владимир Масленников
Авторское право: Использование материалов статьи без разрешения автора запрещено. Автор разрешает дать ссылку на эту статью на сайте Территория Хобби.
|