Техника полетов на воде.
Это третья и заключительная статья из
цикла статей о "самолетах для воды"
о тонкостях и хитростях в пилотировании
Вашего Гидроплана или Гидросамолета.
Теперь, Вы, уважаемый читатель, обладаете знаниями о принципе построения гидросамолетов и поплавков. А для полноты знаний в этой области я поделюсь аккумулированными знаниями по пилотированию этих летательных аппаратов.
Для полетов на воде Вы должны уделять большое значение ветру. Он очень влияет на рулежку, взлет и посадку на воде. На самолет оставленный на воде будет действовать эффект флюгера. Используйте этот эффект для своих полетов. Выведите самолет на место взлета и сбавьте газ. Ветер сам развернет самолет по линии взлета.
Руление на воде очень похоже на плаванье корабля. Вы должны учитывать силу и направление ветра. Для верхнепланов очень часто при поворотах на воде ветер опрокидывает самолет. В этом случае нужно научиться пользоваться элеронами таким образом, что бы предотвратить опрокидывание. Крыло может использоваться как парус. С выключенным двигателем Вы можете причалить к берегу если ветер дует на берег.
Всегда совершайте взлет и посадку только против ветра. Дело в том, что если ветер дует сбоку, то создается большой рычаг и самолет переворачивается на крыло с подветренной стороны, а опорой для переворота будет поплавок, т.к. в поперечном направлении поплавок плохо перемещается - он тормозит в воде.
Излом береговой линии, местные деревья и здания и другие препятствия могут искажать истинное направление ветра. Например, до угла здания (дерева) может быть одно направление ветра, а за после уже другое. Поэтому убедитесь перед взлетом, что ветер именно того направления как Вы думаете. Это можно определить по направлению волн. Направление ветра всегда перпендикулярно фронту волны.
Для взлета с воды, выведите самолет на исходную позицию используйте руль поворота. Поднимите руль высоты и добавьте газа. Как только вы увидите, что поплавок поднялся из воды практически до уровня редана нужно постепенно опустить руль высоты до нейтрального положения и дать разогнаться самолету (режим глиссирования для поплавков). После набора скорости достаточной для взлета, медленно поднимайте руль высоты снова. После отрыва от водной поверхности выровняйте самолет и совершайте полет в штатном режиме. При разбеге модели для взлета нельзя допускать резких движений рулями, особенно рулем поворотов, так как при этом создается боковое скольжение и сопротивление поплавков (гидрофюзеляжа) сильно возрастает, что удлиняет дистанцию разбега, а иногда может привести к опрокидыванию модели.
На самолет действую 2 силы гидродинамическая и аэродинамическая. Гидродинамическая создает волну, которая в режиме глиссирования вытолкнет поплавки из воды. Если к этому моменту скорости будет не достаточно, что бы аэродинамическая сила подняла самолет – произойдет падение самолета. Поэтому всегда сначала набирайте скорость, достаточную для полета, а потом отрывайтесь от водной поверхности.
Посадка на поверхность воды считается более простой по сравнению с посадкой на колесное шасси.
Во-первых – взлетная полоса длинная , во-вторых - очень ровная. Просто выровняйте самолет. И когда он выйдет на глиссаду и снизится примерно на – 5…10 см от водной поверхности, сбавляйте постепенно газ. Путь, пройденный при посадке, будет гораздо меньше, чем при посадке на земле. Дополнительный вес поплавков и сопротивление в воде сделают процесс посадки более быстрым.
Верните самолет к берегу, используя руль поворота и элероны для парирования боковых порывов ветра.
Авиакатастрофы
Случается и такое, однако, повреждения получаемые самолетом от встречи с водной поверхностью меньше, чем с земной поверхностью. Главная опасность – проникновение воды во внутрь самолета. Но если Вы уделили достаточно внимания герметизации самолета, Вам осталось взять спасательную лодку и достать самолет из воды.
Обычно при крушениях на воде самолет лежит вверх поплавками, мотор погружен в воду.
Выключите питание и переверните самолет в нормальное положение. Обязательно просушите всю электронику перед использованием в следующих полетах!!!
Предостережение
Не летайте в грозу! Нет лучшего громоотвода, чем пилот, стоящий на берегу озера с поднятой вверх металлической антенной своего передатчика.