Логотип
Интернет-магазин
напомнить отзыв jpg       форум
      Каталог >> Технологии >> Лыжи для самолета, где взять или как сделать?
Разделы
Авиа (80)
Авто (6)
Корабли (1)
Симуляторы (5)
ДВС (1)
Аксессуары для ДВС (12)
Электродвигатели (5)
Импеллеры (1)
Батареи (4)
Зарядники (3)
Радиоаппаратура (33)
Электроника (12)
Провода и разъемы (10)
Инструменты (1)
Материалы (8)
Приборы, тестеры
Литература (2)
Полный список товаров
Поиск
Введите слово для поиска. Расширенный поиск
Статьи
Новые статьи (0)
Все статьи (128)
Обзоры (13)
С чего начать? (23)
Технологии (57)
Аккумуляторы (12)
Пилотаж (11)
Это интересно (12)
Информация
Как пользоваться интернет магазином
Услуги лазерной резки
Доставка и возврат
Безопасность
Условия и гарантии
Сотрудничество
Прайс-лист (Excel)
Прайс-лист (HTML)
Свяжитесь с нами
FAQ
Вопросы по работе магазина (14)
Locations of visitors to this page
Лыжи для самолета, где взять или как сделать? Лыжи для самолета, где взять или как сделать?
 
box_bg_l.gif.

В файловом архиве расчет в формате Excel.

Лыжи для самолета, где взять или как сделать?


     С приходом зимы, многие моделисты убирают свои самолеты до весны. Если, Вы, владелец модели с двигателем внутреннего сгорания и у Вас румяное лицо и замерзшие пальцы, я могу представить себе, почему; когда топливо на морозе попадет на руки это вряд ли можно назвать веселым занятием (хотя не могу не согласится, что и это занятие многого стоит). А если Вы пилот электролета, какие могут быть Ваши оправдания? Вы не можете приземляться на колеса в снег? Вам нужны лыжи!

Лыжи для самолета, где взять информацию и какие они должны быть?

     Этот вопрос я не раз задавал себе и потратил достаточно много времени для поиска в Интернете различной информации по этому вопросу. Сейчас я обладаю, как мне кажется, достаточной информацией для того, что бы сделать лыжи для модели самолета самому и что бы поделиться с Вами этими знаниями, что бы как можно больше народа «встало на лыжи».

   Итак, у меня возникло несколько вопросов по теории, практике и технологии изготовления:

1. Какая должна быть нагрузка на площадь поверхности лыжи или обратный вопрос – какой площадью должны быть лыжи для модели определенного веса.
2. Какие геометричемкие пропорции между длиной и шириной лыжи? И т.д.
3. Из какого материала изготовить лыжи
4. Как обеспечить определенное положение лыж в полете и при посадке?


Мои ответы на эти вопросы:

      1. Существует большой разброс во мнениях, какое должно быть значение удельного давления на снег. Все зависит от структуры снега (слежавшийся наст или только что выпавший снег) и требований к летательному аппарату и соотвественно к лыжам.

Проанализировав собранные данные, в том числе по лыжам промышленного изготовления, я пришел к выводу, что нагрузка в среднем должна составлять не более «14 квадратных дюймов на фунт» или 90,3 квадратных сантиметра на 0,45 кг или 199,12677 квадратных сантиметров на килограмм. Округлим до 200см2/1кг.

Т.е. если у нас модель весит 1 кг, то поверхность одной лыжи должна быть 100 см2 (на самолете 2 лыжи).

      2. Определимся с размерами лыж. Среднее отношение длины лыжи к ее ширине составляет от 3 до 5. Мы возьмем - 3,5. Тогда лыжа с поверхностью 100 см2 будет имеет габариты :
Длина – Корень квадратный(100/3,5)=18,7 см
Ширина лыжи – длина /3,5=5,3 см

Это площадь соприкосновения со снегом, добавим 15% от общей длины для носика лыжи, т.е. общая длина лыжи составит:

18,7/100*15+18,7=21,5 см.
Как правило, удобнее надеть лыжи на те же шасси, на которых были колеса модели, поэтому рекомендуется ось вращения лыжи сделать на высоте половины диаметра колеса. Этим Вы сохраните расстояние от края пропеллера до снега или льда. Ведь высоту колесного шасси определяет диаметр пропеллера + расстояние до ВПП.

Ось вращения лыжи – центр приложенного давления, берется таким образом, что делит длину лыжи в соотношении:
Передняя часть 55 - 60%, задняя 45 - 40%. Обосновывается это следующим образом. Если лыжу поставить на снег и приложить усилие как описано выше – задняя часть лыжи погрузится сильнее в снег, т.к. она короче, а передняя соответственно меньше. При движении вперед – лыжа будет подниматься из снега, а на большой скорости появляется эффект глиссирования.

Т.е. центр вращения лыжи будет находиться на расстоянии:
21,5/100*60=12,9 см от передней кромки.

С какой величиной мы еще не разобрались? Ах, да на какую величину нужно загнуть нос лыжи? Обычно эта величина составляет 10-30 градусов.

Т.е. нос должен подняться на:
синус 15 градусов = 0,26; Длина носка лыжи 18,7/100*15 = 2,805 см
Высота загиба: 2,805*0,26=0,73 см.

Итааак! Вот что у нас получилось:




3. Какие материалы используются для изготовления лыж? Лыжи делают из всего: из бальзы, березовой фанеры, пенопласта, алюминия, сотового поликарбоната, из электрического короба, из ламинированного пластика и т.д. даже из ложки пластиковой….. и даже можно купить заводские!!!





Мы остановились на 2 вариантах. Для нас очень важен вес и аэродинамическое сопротивление т.к. лыжи мы делали для элкетролета.

Первый вариант



Простота и грациозность! Лыжи из бальзы – легкие, просто чума!
Вырезаем из листа бальзы лыжу, мочим водкой и потом загибаем на паяльнике. Приклеиваем 2 бобышки из сосны или бука. Через одну идет ось, через вторую пружина, почему именно так – объясним ниже.

Лыжи собираются, потом обклеиваются цветным скотчем так, что бы не было пузырей, а то влага попадет.

Второй вариант




Более сложный, но не менее элегантный. Из березовой 1-1,5 мм фанеры вырезается лыжа, из сосны или тополя или ели вырезается силовая часть лыжи, которая не позволяет сделать из березовой фанеры – пропеллер, одновременно является местом крепления лыжи. После склейки этих 2х элементов на место будущей оси лыжи наклеиваются щечки виде трапеций из той же фанеры, а после того как будет просверлено отверстие, туда вставляется медная или алюминиевая трубка, которая выступает на 1-1,5 мм с обоих сторон щечек. Сделано это, что бы ось, на которой будет лыжа не разбивала отверстие в силовой части.
Фанеру на нижней части лыжи можно заменить на ламинированный пластик. Тогда волокна «под дерево» должны быть вдоль лыжи – увеличивается продольная устойчивость лыжи, меньше заносит на поворотах.

Для склейки используется Эпоксидный и Циакриновый клей.
Лыжи покрываются полиуретановым лаком на водной основе и … «раскрашиваются под хохлому».

Еще к первому и второму варианту можно добавить тонки направляющие на днище лыж, что бы повысить курсоустойчивость, тем более если вы будете использовать лыжи для руления к ВВП, это будет выглядеть борзо…

        4. Ну и последнее, что бы хотелось отметить. Расположение и фиксация лыж на время полета.

Обычно расстояние между лыжами рассчитывается так же как для поплавков – четверть размаха крыла. Считается, что этого достаточно для обеспечения устойчивости самолета, хотя очень важно, на какой высоте будет ЦТ модели. Т.е. если размах крыльев – 1м, то расстояние между лыжами (поплавками) 25 см.

Теперь о креплении лыж в определенном положении. Я встретил достаточно много рекомендаций, что лыжи в полете должны быть чуть приподняты на 10-15 градусов относительно хорды крыла. Но можно сделать их параллельно хорде. Это вы определите сами на практике, как лучше. Положение лыж можно обеспечить, соединив концы лыж со стойкой шасси резинками, но когда их несколько – это ощущается в полете, и резина на морозе ведет себя не очень, нитки при намокании – вытягиваются, пружины не удобно регулировать. Мы выбрали другой способ – с помощью пружины, один конец которой, закрепляется на оси или идет вдоль стойки шасси и закреплен термоусадочной трубкой, а второй идет почти до конца лыжи. Почему именно до конца? Есть вариант, когда пружина свивается и крепится возле оси лыжи, но в этом случае гораздо труднее точно выставить угол между лыжей и стойкой шасси.

Это все, чем я хотел бы с Вами поделиться относительно изготовления или выбора покупных лыж для моделей самолетов. В этой статье я рассматривал 2х стоечное шасси (лыжа на хвосте или нет лыжи), для 3х стоечного шасси (одна лыжа впереди и две сзади) есть своя особенность, центр тяжести модели относительно лыж должен находиться в таком месте, что бы на переднюю лыжу приходилось 40% веса модели.

К сожалению, я не могу указать источники информации т.к. собирал материал виде вырезок. Могу сказать, что использовал материалы англоязычных сайтов и наших форумов по моделизму.

Статья написана для моделистов, что бы сократить время между желанием летать зимой и реальными полетами со взлетами и посадками на лыжах.

Этот расчет может пригодиться как электролетчикам, так и бензиновикам.

Описанные выкладки не претендуют на название единственно верных, это просто обобщенный материал, который я собрал.

В файловом архиве расчет в формате Excel. Что бы прочитав статью, можно было за несколько минут рассчитать размены лыж.

Оставляйте свои комментарии. Летать – это кайф! Не лишайте себя этого чувства зимой!

Владимир Масленников
2008


Статья является интеллектуальной собственностью Интернет магазина Территория Хобби.

Перепечатка и использование статьи разрешены только с разрешения автора.

26.03.2008

PS. Стало самому жутко интересно на сколько верно проведены расчеты… Нашел книжку в инете - Полётные лыжи. М.С. Топалов. 38 стр. Авиационная литература. Ленинград. 1937 г.

В общем, оказывается, что теория везде одинаковая, не важно из каких источников ее получаешь! Книгу я раньше не видел ни разу однако в ней написано то же, что и в моей статье, но другими словами.
Т.е. если Вам не интересны цитаты из книги, можно дальше не читать расчеты верны, а если интересно подтверждение правильных взглядов на разработку лыж в статье – читайте дальше. То , что выделено жирным шрифтом нашло свое отражение в моей статье
Вот, что интересного я там нашел:

«… удлинение лыж по рекомендации Депортамента национальной обороны Канады должно быть 4,5, угол установки лыж равер +2 градуса, в полете рабочая поверхность лыжи дожна быть параллельна хорде крыла, относ кабана назад должен быть таков, что бы передняя часть лыжи составляла 3/5 всей длины лыжи, удельные нагрузки на снег указываются в 600-1000 кг/м2 для легких и тяжело груженых самолетов соответственно...»
«…Основой проектирования самолетных лыж являются правила и нормы, которые выработаны в течении ряда лет подкрепленные опытом и эксплуатацией. Эти нормы регламентируют: 1) удельные нагрузки на полоз, 2) удлинение лыж, 3) относ кабана и 4) величина подъема носовой и хвостовой частей и кривизну полоза.
Приводя указанные нормы, мы считаем полезным дать некоторые обоснования и пояснения к ним…
1. Удельные нагрузки на полоз рабочих лыж, отнесенные к проекции опорной поверхности на горизонтальную плоскость, принимаются в пределах от 800 до 1100 кг/м2…. Для самолетов с малым запасом мощности и сильно груженых следует придерживаться меньших удельных нагрузок. При выборе удельной нагрузки следует учитывать назначение и условия эксплуатации данного самолета, его.. общую компоновку, с тем, что бы размеры, полученные по выбранной удельной нагрузке, гармонировали в целом при установке их на самолете и вместе с тем давление на него не выходило бы из указанных пределов. Следует помнить, что понижение нагрузки улучшает работу лыж, особенно на глубоком и рыхлом снегу, но, с другой стороны, влечет увеличение габаритов и веса лыжной установки.
2. Удлинение лыжи в современных лыжах колеблется от 2.5 до 8. Приведем соображения, которые следует учитывать при выборе величины удлинения как фактора, влияющего на качество лыж. Малое удлинение дает большие величины коэффициентов аэродинамических моментов…Следовательно, малое удлинение, лыжи потребует более мощных восстанавливающих приспособлений. Кроме того, лыжи с малым удлинением работают менее эффективно при переходе по неровностям, чем лыжи с большим удлинением, а сопротивление скольжению такой лыжи по талому снегу несколько увеличится вследствие ее большей ширины. С другой стороны, короткая и широкая лыжа имеет меньший скручивающий момент, передающийся на стойку шасси при разворотах, и обладает меньшим удельным весом на единицу опорной поверхности. При всех возможных положениях лыжа не должна задевать за какие-либо части самолета. Особое внимание при этом обращают на расстояние от носка лыжи до винта, которое должно быть не менее 60-100мм, что ограничивает длину лыжи. Таким образом, малое и большое удлинения имеют свои недостатки и свои преимущества. Как показала практика, наиболее выгодным удлинением самолетных лыж следует считать от 3,5 до 4,5; от этой величины и следует исходить и затем уже учитывать из условия установки лыж на данном самолете»
3. Относ кабана определяется с таким расчетом, чтобы давление на переднюю и заднюю части опорной поверхности лыжи было одинаково. Высоту кабана берут из условия сохранения стояночного угла самолета, как на колесах, так и на лыжах, т.е. равной радиусу колеса с учетом усадки пневматика при взлетном весе самолета. Но лучше высоту кабана несколько снижать в пределах допустимого уменьшения стояночного угла, так как высокий кабан, особенно при короткой лыже делает работу лыж не снегу неспокойной и может повести за собой зарывание носом. В среднем, существующие лыжи имеют высоту кабана 0,13 – 0,16 от длины лыжи и вообще не должна превышать 20% от длины лыжи….
4. Из условия проходимости лыжи по неровностям снежного аэродрома и условий производства подъем переднего края лыжи берут в пределах 150-250 мм, а задней 30-100мм. Отношение длины загиба к высоте в передней части лыжи от 3 до 8, а задней от 6 до 20 в зависимости от размеров лыжи, причем большим лыжам придается большая степень кривизны, как в продольном, так и в поперечном направлении.



Однако в каждом конкретном случае при проектировании лыж следует делать наиболее плавные переходы кривизны с расчетом на уменьшение вредного сопротивления….»
«Проектирование хвостовых лыж в большинстве случаев сводится к подбору лыжи из существующих, находящихся в серийном производстве, что сокращает количество проб и облегчает серийную постройку. Диапазон допустимых удельных нагрузок на снег хвостовых лыж значительно шире, чем для разработки рабочих, поэтому указанный подбор весьма часто удается. Существующие хвостовые лыжи имеют нагрузку от 1800 до 3500 кг/м2. Для тяжелых самолетов, более 10000 кг, допускают удельные нагрузки лишь до 2000 кг/м2, а для легких и средних обычно удельную нагрузку повышают. Анализ конструкции существующих хвостовых лыж приводит к следующим характеристикам:
1. Удлинение хвостовых лыж от 2 до 3.
2. Форма в плане хвостовых лыж делается овальным, иногда с уширением в передней части, или прямоугольные с закруглением углов.
3. Профиль обтекаемых хвостовых лыж делается таким же, как и рабочих лыж.
4. Относ кабанчика определяется:
Дельта=(сила трения*высоту кабанчика)/нагрузка на лыжу… в среднем относ кабанчика делается так, чтобы передняя часть составляла около 55% всей длины лыжи… Амортизация хвостовой лыжи подбирается так, чтобы лыжа устанавливалась к линии горизонтального полета под углом +3 градуса…»

Вот еще интересно… задачи, решаемые при проектировании лыж… «…1. Средства против примерзания…» в модельном мире тоже с этим сталкиваются… когда модель достают из машины лыжи теплые и при соприкосновении со снегом появляется влага, которая тут же замерзает и лыжа не едет. С этим можно бороться так – ставите самолет на коврик или станину, пока лыжа не остынет и только потом на снег.
«…2. Уменьшение вредного сопротивления.
Вторая большая задача – уменьшение вредного сопротивления лыж в полете – тесно связана с приспособлениями для удержания их в определенном положении относительно самолета. Достаточно сказать, что вредное сопротивление амортизационных приспособлений, до сих пор употребляемых в виде резиновых шнуров, составляет от 45 до 68% от всей лыжной установки. Путь к уменьшению вредного сопротивления: на останавливающих приспособлений намечаются следующие: размещение амортизационных цепей в телескопических обтекателях, замена передней и задней цепей одной амортизационной стойкой двухстороннего действия, заключенной так же в обтекателе, размещение приспособления внутри втулки или в самой лыже и, наконец, снабжение лыжи стабилизатором, дающим устойчивое положение лыжи при всех режимах полета…»



Вот почему мы выбрали именно такой механизм удержания лыжи в статье!

В общем, практически все сошлось за исключением некоторых мометов! Не знал я про лыжи со стабилизаторам, хотя можно было попробовать сделать из бумаги как у ракеты – хвост :-).
Интересно определяется положение кабана лыжи. Это делается по формуле: дельта=(тяга мотора на месте*высота кабана)/нагрузка на одну лыжу
Длина передней части лыжи:
Lп=L/2+дельта,
задней:
Lп=L/2-дельта
Остальные параметры рассчитыватся аналогично предложенной мной методике.

Расчет в Excel переделаю попозже…

Статья является интеллектуальной собственностью Интернет магазина Территория Хобби.

Перепечатка и использование статьи разрешены только с разрешения автора.





















Эта статья была опубликована 26 марта 2008 г..
Число отзывов: 2
Написать отзыв Отзывы
Рассказать знакомому
Расскажите Вашему знакомому о данной статье:  
box_bg_r.gif.
Вход
E-Mail:
Пароль:
Регистрация
Корзина Перейти
Корзина пуста
Отложенные товары Перейти
Нет отложенных товаров.
Отзывы Перейти
HISV37 Micro Servo
Заказал эти сервочки уже второй раз. Те что были заказаны ра ..
5 из 5 звёзд!
Консультант
ICQ:
385309602
Опросы
Какие приемники Вы хотите приобрести в нашем магазине?
Одинарного преобразования
Двойного преобразования
Результаты | Опросы
Голосов:81



@Mail.ru
Majordomo.ru -






Скрипты интернет-магазина osCommerce VaM Edition версия 1.226
RSS каналы

Всего запросов: 224
Время исполнения: 0.093829397247314

Parse Time: 0.178s